Лето учителя: как отдохнуть от стресса


В самом разгаре каникулы у школьников, но
многие учителя и в отпуске продолжают переживать, вспоминая последнюю учебную
четверть. Некоторые чувствуют истощение. У кого-то вызывает тревогу новый
учебный год. Джуди
Виллис, невролог, в прошлом классный руководитель в школе предлагает
несколько простых советов, помогающих настроиться на хорошее и пополнить запас
жизненных сил, чтобы ждать нового учебного года не с тревогой, а с
предвкушением успеха.

Многие учителя чувствуют ответственность за проблемное
поведение учеников, переживают, что не смогли глубоко охватить все необходимые
темы и не нашли подход ко всем ученикам. Если это о вас, то вы не одиноки.
Талантливых и преданных своему делу педагогов, которых угнетает возрастающие
требования и уменьшающиеся ресурсы, становится все больше и больше. Учителя,
которые сомневаются в своей способности справляться со всеми возлагаемыми на
них задачами, часто стараются соответствовать самым высоким стандартам. Пусть
неуверенность в своих силах не мешает вам настроиться на лучшее, она вовсе не
означает, что вы плохой учитель.

Сначала немного теории о нашем мозге: все воспоминания
хранятся с помощью нейронов, которые образуют связи друг с другом, благодаря
этому мы держим в голове мысли и идеи. Пластичность нервной системы позволяет
мозгу менять свою работу, усиливая воспоминания и эмоции, которые мы часто
испытываем. Нейроны проводят по своим отросткам – аксонам и дендритам –
электрические импульсы. Пластичность нервной системы – это ответ мозга на
собственную электрическую активность. Чем больше активность сети нейронов, тем
более мощные и быстрые соединения между нейронами образуются. Не зря говорят,
что повторение – мать учения. Именно благодаря нейропластичности мы можем
осваивать новые навыки. Но нейропластичность влияет еще и на эмоции.


В условиях частого стресса и постоянных переживаний и
разочарований мозг привыкает легко переходить в стрессовый режим.  Если вы
неоднократно испытывали чувство неудачи в классе, мозг создал связи между
нейронами, погружающие вас в стресс. Но вы можете «перезагрузить» ваш мозг и
укрепить межнейронные связи, поддерживающие вас в уверенном и оптимистичном
состоянии. Главное оружие для этого в вашем мозге уже есть, это вещество под
названием дофамин.

Если вы достигли цели и почувствовали удовлетворение – это
значит, у вас увеличился уровень дофамина. Благодаря ему вы чувствуете
удовольствие и мотивированность. Поставьте достижимые цели, и вы дадите себе
возможность почувствовать удовлетворение. Планируйте мероприятия, быстро
приносящие результат. Так вы укрепите нейронные связи, настраивающие вас на
позитив. Сейчас не время бросать себе вызов и браться за то, что кажется
важным, но не вызывает энтузиазма, как, например, диета. Лучше возьмитесь за
любимые дела, которые создадут у вас чувство достижения. Сажайте цветы,
займитесь лепкой из глины или кулинарией, танцами или боевыми искусствами.
Когда вы добьетесь успеха в новом деле, дофаминовый ответ заставит вас
почувствовать удовлетворение. Новые усилия, которые приводят к вознаграждению,
будут способствовать развитию новых нейронных сетей, благодаря которым вы
будете ждать положительных результатов. Каждый раз, когда вы достигаете цели,
усиливаются нейронные связи, настраивающие вас на позитивный лад, который
останется с вами и когда вы вернетесь в класс.

Источник:

  • Willis J. Science of stress: how neuroscience can help teachers
    switch off this summer // The guardian. Sunday 2 August 2015 07.00
    BST

Фото:
http://www.radteach.com/

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий