У многих родителей в различные моменты воспитания детей возникает немало вопросов о том, почему малыш не хочет слушаться, почему его развитие идет не так, как у остальных детей, почему плохо привыкает к посещению садика; почему не хочет ходить в школу и плохо учится, почему агрессивен и неуважителен с родителями, почему избегает доверительных отношений и не идет на контакт с родителями.
Какие моменты в отношениях требуют помощи детского психолога?
1. Наличие страхов. Они появляются у ребенка в какой-то определенный период, что вполне нормально и подтверждает его взросление и адаптацию в окружающем мире. Это очень важно понять и продумать, как лучше с ним общаться, чтобы этот этап миновал безболезненно. Если же у ребенка появилось множество различных страхов, делая жизнь его и окружающих просто невыносимой, в этом случае, как утверждает детский психолог (Ростов-на-Дону), помощь грамотного специалиста просто необходима. Ведь чувство страха действует на малыша угнетающе, подавляя его инициативу и активность, нередко приводя к беспомощности в какой-либо ситуации.
2. Агрессивное поведение. Разная степень этой проблемы возникала перед многими родителями. Ребенок обижает сверстника, грубит, сердится на родителей, нарочно ломает игрушки и так далее. Этому есть множество причин. Очень важно помешать закреплению такого поведения, не дать ему стать чертой характера малыша, спрятаться глубоко внутри, мешая ему устанавливать нормальные отношения с окружающими. В данном случае только психолог поможет решить возникшую проблему.
3. Упрямство и непослушание. Эти качества могут проявиться, даже если в семье царят самые гармоничные отношения. Можно назвать нормальным проявление некоторого непослушания ребенком, ведь это своеобразное свидетельство становления его личности. Однако при появлении все больших трудностей в общении с малышом, при появлении чувства потери контроля над собой, при непонимании ситуации лучшим выходом будет обращение за советом к специалисту. Он сможет дать объективную оценку сложившейся ситуации и подскажет наиболее подходящий выход из этого противостояния.
4. Появление застенчивости. Оно сопровождается недоверчивостью к окружающей действительности, исключением контактов со сверстниками, высокой чувствительностью к критике, безынициативностью, неумением убеждать и отсутствием самозащиты. Родительское воспитание и обеспечение надежной поддержкой в период раннего детства во многом помогают формированию и развитию данных черт характера.
5. Увеличенная активность. С нею появляется множество проблем детского развития, сложностей во взаимоотношениях с окружающим миром. Хороший специалист сможет подсказать несколько вариантов общения с ребенком, учитывая данную особенность.
6. Особые ситуации. Нередки такие жизненные ситуации, при которых даже взрослым трудно оставаться адекватными, а не то что детям, с их хрупкой и очень уязвимой психикой. Это может быть развод родителей, появление нового члена семьи или же смерть одного из близких; начало посещения детсада или школы; насилие на глазах у ребенка или же над ним самим. В подобных случаях обязательно нужна помощь психолога, даже если создается впечатление, что на ребенка ничто не повлияло. Внешнего проявления воздействия может и не быть, а вот внутри оно засело до определенного момента и может проявиться совершенно неожиданно. Всю глубину переживания ребенка может успешно определить детский нейропсихолог, помогая в то же время справиться со случившимся и вернуться в спокойное жизненное русло.
7. Низкая школьная успеваемость. Резкое падение оценок в школе, даже если ребенок очень старается, всегда вызывает беспокойство у родителей, а если он еще и в школу ходить отказывается, — тогда тем более. В этом случае консультация специалиста поможет выяснению причины возникновения данной ситуации. Иногда причина заключается в проблемах с речью, и здесь на помощь приходит детский логопед, который вместе с родителями выбирает возможные варианты работы над выявленной причиной падения успеваемости. Успешное решение подобной проблемы ведет к повышению не только успеваемости, но и самооценки ребенка, к его самоутверждению в коллективе сверстников, к желанию получать новые интересные знания.