Исследования мозга помогут понять, как бедность влияет на успеваемость


Американские ученые обнаружили,
что у детей, живущих в бедности, количество серого вещества в важнейших
областях головного мозга может быть меньше на 20% по сравнению с детьми из
обеспеченных семей. Ученые обследовали мозг 389 типично развивающихся детей и
подростков в возрасте от 4 до 22 лет и выяснили, что меньше всего серого
вещества было у детей из семей, живущих за чертой бедности. У детей из
малообеспеченных семей, чей доход в полтора раза превышает уровень бедности,
также показывает существенные структурные изменения по сравнению с мозгом у
детей из семей с высоким доходом, хотя эта разница не так критична. При этом
ученые не обнаружили никаких существенных особенностей у детей из семей, чей
доход превышает порог бедности в полтора-два раза. Ранее они выяснили, что при
рождении существенных различий в строении мозга у детей нет, явно выраженные
различия начинают проявляться в 3-4 года.

Оказалось, что у детей, растущих в нищете, страдают три
участка мозга, влияющие на академическую успеваемость. Это лобная доля, которая
отвечает за внимание, торможение и проявление эмоций, а также влияет на сложное
обучение; височная доля, от которой зависят память и овладение языком,
например, изучение алфавита и понимание смысла слов; и гиппокамп,
обрабатывающий обрабатывает пространственную и контекстную информацию и
связанный с долгосрочной памятью.

Объем серого вещества у детей из семей, живущих за чертой
бедности, отставал от нормы на 7-10%. У детей из семей, чей доход был на уровне
черты бедности или превышал ее не более, чем в полтора раза, этот разрыв
составил 3-4%. В среднем, дети из малообеспеченных семей показали более низкие
результаты стандартизованных тестах: тесте интеллекта Векслера и тесте
Вудкока-Джонсона.

В своем исследовании ученые постарались исключить влияние
факторов, непосредственно влияющих на развитие мозга, таких как как низкий вес
при рождении, воздействие свинца, рискованная беременность или наличие
психиатрических диагнозов в семье. Дети, попадающие в эти категории, в
исследовании не участвовали. Кроме того, исследовались семьи с приблизительно
одинаковым уровнем образования, независимо от экономической ситуации.

Данное исследование не позволяет определить, как именно
нищета влияет на развитие мозга. Этот вопрос еще ждет своих исследователей. Тем
не менее, высказывается предположение, что важную роль играет стресс и
отношения между взрослыми.

Авторы исследования отмечают, что такие результаты не
являются приговором для детей из малообеспеченных семей: мозг развивается в
течение длительного периода, структурные изменения в нем происходят до 20 лет.
Возможно, своевременное вмешательство и создание более благоприятной среды
поможет преодолеть зависимость низкой успеваемости от бедности.

Источник:
edsource.org

Литература:

  • Hair N.L., Hanson J.L., Wolfe B.L., Pollak S.D. (2015)
    Association of Child Poverty, Brain Development, and Academic Achievement. JAMA
    Pediatr. Published online July 20

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий