«Принципы эмпатии? Самое важное — сделать паузу» — интервью руководителя магистерской программы «Консультативная психология» Татьяны Карягиной порталу «Реальное время»


«Очень важно, чтобы была установка
понять другого человека. Бывает, родители говорят: «Я его активно слушаю, а он
все равно делает по-своему». Читать далее ««Принципы эмпатии? Самое важное — сделать паузу» — интервью руководителя магистерской программы «Консультативная психология» Татьяны Карягиной порталу «Реальное время»»

Методы профилактики депрессии на диджитал-платформах и в социальных медиа


На портале психологических
изданий PsyJournals в выпуске журнала «Клиническая и специальная
психология» опубликованы результаты исследования на тему
депрессии. 

Авторы статьи «Методы профилактики депрессии на
диджитал-платформах и в социальных медиа»:

Данина
М.М., кандидат психологических наук
Кисельникова Н.В.,
кандидат психологических наук
Куминская Е.А., научный
сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии
Лаврова Е.В., кандидат
психологических наук
Греськова П.А.,
студентка факультета психологии

Распространенность депрессии среди населения констатируется
на уровне 8-12%. Всемирная организация здравоохранения признает, что
существующая система помощи недостаточно успешна в работе с депрессией, и
отдает приоритет онлайн-методам – доступным широкому кругу и за счет
анонимности позволяющим преодолеть проблему стигматизации людей с депрессией. В
статье рассмотрены актуальные тенденции использования средств
онлайн-диагностики (мобильные приложения и специальные гаджеты), анализа
цифровых следов в социальных медиа для выявления групп риска в отношении
депрессии. Представлено описание содержания онлайн-профилактических программ,
приведены данные об их эффективности, области применения, преимуществах и
ограничениях. Перспектива исследований состоит в изучении механизмов и
выявлении конкретных компонентов программ, связанных с профилактическим
эффектом, а также возможностей применения онлайн-методов для работы с другими
психическими расстройствами.

Цитата: Данина М.М., Кисельникова Н.В., Куминская Е.А.,
Лаврова Е.В., Греськова П.А. Методы профилактики депрессии на
диджитал-платформах и в социальных медиа [Электронный ресурс] // Клиническая и
специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 101–124.
doi:10.17759/cpse.2019080306

Читать полностью:
http://psyjournals.ru/files/110492/Danina_et_al.pdf

Выпуск журнала:

http://psyjournals.ru/psyclin/2019/n3/index.shtml?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=news&utm_content=2019-11-29

Источник:
http://psyjournals.ru/

Источник: http://psypress.ru/articles/

Face Science – наука о лице


На портале психологических изданий PsyJournals.ru
публикован третий выпуск журнала «Экспериментальная психология» за 2019
год.

Открывает номер тематическая подборка статей, посвященных
исследованиям в области face science – науки о лице. Читать далее «Face Science – наука о лице»

О чувствах в синестезии


В неврологии синестезия — явление восприятия, при
котором раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, соответствующие
другому органу чувств. Последние тридцать лет ученые активно исследовали этот
феномен и пришли к выводу, что он не является редким даром немногих избранных —
это врожденная способность каждого из нас. T&P
перевели статью научного
журналиста Шрути Равиндрана о нейрофизиологии синестетического опыта,
опубликованную в журнале Aeon.

Владимир Набоков когда-то описывал свою знаменитую
вымышленную Лолиту как «маленького призрака в естественных цветах». Сочные
оттенки, которыми он расцвечивал свой «маленький призрак», частично были
результатом неврологического отклонения: буквы, возникающие в голове писателя,
всякий раз вспыхивали яркими цветами. В своих мемуарах «Память, говори» Набоков
описывал некоторые из них: «b имеет оттенок, который живописцы зовут жженой
охрой, m — как складка розоватой фланели, и я все-таки нашел ныне совершенное
соответствие v — «розовый кварц» в «Словаре красок» Мерца и Поля». Эта
способность Набокова — синестезия, неврологическая странность, смешивающая
чувства. Обладающие ей не только слышат музыку, но и видят ее, или чувствуют
вкус форм, на которые направляют свой взгляд.

Восприятие мира каждым отдельным человеком невыразимо, это
самое субъективное и само собой разумеющееся явление, поэтому многие синестеты
в течение жизни не осознают странность и особенность своего повседневного
опыта. Но некоторые все же рассказывают о поразительном моменте самоосознания в
ту минуту, когда вдруг слышат от своих друзей: «В смысле у моего имени вкус
горохового супа?». Такие моменты озарения становятся все более
распространенными с 1980-х, когда для проверки достоверности свидетельств о
синестетических переживаниях впервые были разработаны когнитивные тесты. А с
середины 1990-х годов физиологию различных форм синестезии начали
регистрировать с помощью сканирования мозга и измерения мозговых волн. В своей
статье 2013 года в «Оксфордском справочнике синестезии» Ричард Цитовик,
невролог и исследователь синестезии в Университете Джорджа Вашингтона,
описывает удивление и восторг синестетов после проведения экспериментов,
наконец подтвердивших реальность их рассказов.

Исследователи также выяснили, что один человек может
испытывать разные формы синестезии. Например, возмущаться от прикосновения к
ткани и видеть буквы и цифры, выкрашенные разными цветами. Для синестезии
типично повторяться в семьях. Родители Набокова видели буквы и цифры разных
оттенков, его мать также видела облака цветов, сопровождающие музыку, которую
она слушала. У жены Набокова Веры и их сына Дмитрия был тот же вид синестезии,
что и у его родителей, — графема-цветовая синестезия. Как Набоков рассказал:
«…Выяснилось, что в одном случае буква, которую он [Дмитрий] видит пурпурной
или, возможно, розовато-лиловой, является розовой для меня и синей для моей
жены. Это буква М. Так комбинация розового и синего дали цвет сирени. Словно
гены рисовали акварелью».

Источник и продолжение:
https://special.theoryandpractice.ru/synesthesia

Источник: http://psypress.ru/articles/