Обучение в пожилом возрасте чему-то новому и сложному
улучшает работу мозга. Поэтому пожилым людям часто советуют вести активную
жизнь и найти себе какое-нибудь хобби — это помогает защитить умственные
способности от угасания. Однако тут годится далеко не всякая активность и не
всякое хобби.
В статье, опубликованной
в Restorative Neurology and Neuroscience,
группа исследователей из Техасского университета в Далласе пишет, что пожилым
для сохранения когнитивных функций лучше заниматься чем-то таким, что требует
больших умственных усилий.
В эксперименте участвовали несколько десятков добровольцев
от 60 до 90 лет, которые на протяжении четырнадцати недель по пятнадцать часов
в неделю отдавали либо цифровой фотографии, либо квилтингу — шитью стёганых
лоскутных вещей, либо совместным путешествиям или совместной готовке. Первые
два хобби — фотография и квилтинг — были довольно трудны и требовали каких-то
усилий для их освоения, путешествия и готовка предполагали активную социальную
жизнь, но учиться там ничему особо не было нужно. Наконец, участники из третьей
группы эксперимента просто слушали музыку, смотрели классику мирового
кинематографа или же развлекались какими-то простыми играми. Все они до и после
14-недельного периода проходили специальные тесты на состояние когнитивных
способностей, а мозг их сканировали в магнитно-резонансном томографе; те же
тесты и томографию повторяли год спустя.
Как наши читатели могли догадаться, те пожилые люди, которым
пришлось заниматься сложными хобби, показали лучшие результаты: в тестах на
память после периода «тренировки» они показывали более высокие результаты, а
МРТ свидетельствовало о том, что их мозг сохраняет высокую пластичность в тех
участках коры, что отвечают за внимание и семантический анализ.
Например, если человек сталкивался с простым утверждением,
мозг в соответствующих участках активировался слабо, но если языковое задание
было сложным, то повышалась и активность коры. Такая подгонка ресурсов под
задачу — обычное дело в молодости, но с возрастом мозг начинает на любую задачу
реагировать с одинаковым напряжением (как это, кстати, и происходило у всех
добровольцев перед экспериментом). То есть сложные занятия, которые требуют от
человека, чтобы он чему-то научился, в какой-то мере сохраняют — или возвращают
— мозгу молодость. И просто наслаждаться прекрасным или же просто активно
общаться с другими тут будет недостаточно.
Конечно, тут можно указать на недостаточно мощную
статистику, всего несколько десятков человек (39, если быть точными). Однако
исследований здесь сделано достаточно много, и все они говорят об одном: если
мозг остаётся без трудностей, он стареет быстрее. Так что тем, кто не хочет
осваивать ничего сложного, потому что, дескать, память уже не та, как раз и
следует заняться каким-нибудь сложным делом — память, глядишь, и вернётся.
Руководитель Рабочей группы по разработке
профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук,
профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического
университета Юрий ЗАБРОДИН рассказал о том, к чему следует готовиться
педагогам-психологам в 2017 году.
— Юрий Михайлович, профстандарт педагога-психолога,
принятый в 2015 году уже начал действовать с 1 января 2017 –го?
— Совершенно верно. Надо только понимать, что он
действует как нормативный документ, который можно, но пока не
обязательно применять. Окончательно профстандарт вступит в силу с 1 января
2020. Тогда он станет обязательным для всех, кто трудится в образовательных
организациях бюджетной сферы, а также центрах психолого-медико-социального
сопровождения, в ПМПК и других специализированных центрах.
— А что изменится, начиная с 2017 года, в условиях
работы педагогов-психологов?
Любой профессиональный стандарт строго определяет требования
к содержанию работы и требуемой для ее выполнения квалификации человека.
Педагоги-психологи в этом смысле не исключение: им придется осознать, что и как
они умеют делать, насколько квалифицированы, куда надо двигаться, чтобы
повысить свою квалификацию.
Разумеется, у педагогов-психологов в обычных школах и
педагогов-психологов из ППМС-центров, которые имеют дело с детьми,
испытывающими трудности в обучении, развитии или социализации, трудовые
действия, функции будут разными. Но все они ясно и конкретно прописаны в
профессиональном стандарте.
— Сколько сегодня в стране педагогов-психологов?
— Более 60 тысяч человек.
— И все они смогут, готовы трудиться в условиях нового
профессионального стандарта?
— Знаете, давайте вести разговор о жизни и стандарте
отдельно. В противном случае мы получим два разных ответа на один и тот же
вопрос, что вряд ли внесет ясность в сложившуюся ситуацию.
Так вот, если мы говорим о «жизни», то есть, о реальном
положении дел, то как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут
трудиться. Никто, никогда не собирался и не собирается выгонять их из школы,
даже если они не соответствуют сегодня требованиям, записанным в новом
стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной
сферы психологов. И все мы хорошо помним трагический случай в московской школе,
когда подросток устроил стрельбу, убил учителя…
Надо признать, что большинство педагогов-психологов трудится
самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное
вознаграждение огромную пользу детям, всему обществу в целом.
— Но если все-таки вернуться к новому
стандарту…
… то придется тогда признать, что сегодня очень многие
педагоги-психологи из-за своей недостаточной квалификации не соответствуют его
требованиям. Все предъявляемые им требования к педагогу-психологу носят обязательный характер: обязательным становится выстраивание
индивидуальной траектории обучения, обязательным будет регулярное,
систематическое повышение квалификации, обучение по программам ДПО и даже по
программам получения новой квалификации. Все это четко зафиксировано в
стандарте. Раньше этого не было.
— Неужели? Повышение квалификации всегда являлось
обязательным для всех педагогов, в том числе и для
педагогов-психологов.
— Да, конечно, но только в этом деле царил полнейший
произвол! Как, каким способом проходить повышение квалификации — это, в
конечном счете, решал либо руководитель образовательной организации, либо сам
педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.
Мы же сегодня — я имею в виду все наше профессиональное
сообщество — формируем целую систему программ профессионального обучения
и подготовки, повышения квалификации. И эта система будет работать в
соответствии с объективными требованиями стандарта, а не личными пожеланиями
Ивана Ивановича или Ивана Никифоровича.
— Юрий Михайлович, предусматривает ли новый стандарт и
новую модель карьерного роста педагога-психолога? Например, Евгений Ямбург,
один из разработчиков профстандарта педагога, предлагает следующие
должности, в зависимости от квалификации: учитель, старший учитель, ведущий
учитель.
— Это довольно непростой вопрос. Ну, вот Вы, например, всю
жизнь работаете на заводе инженером-конструктором. И Вы, что, сильно
переживаете, что так и не стали старшим инженером-конструктором?
— Лично я не переживаю. Главное, чтобы мне регулярно
повышали зарплату — за мой опыт, знания и, как принято теперь говорить,
компетенции. Вот если не будут повышать, то тогда я действительно начну сильно
переживать!
— Ну, вот в том-то все и дело! Вы только не подумайте, что я
противник системы карьерного роста педагогов-психологов в виде ступенчатой
системы должностей. Наоборот, я эту систему всячески поддерживаю. Я
вообще считаю, что это очень важное дело — изменение структуры должностей и
уточнение должностных обязанностей в сфере образования. Сегодня
руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент,
позволяющий выстраивать штатное расписание (и зарплату) в соответствии с
требованиями к должности, объемом работ (трудовых действий) и
квалификацией работника.
И кстати: не везде, конечно, но во многих странах мира самые
квалифицированные, самые опытные педагоги довольствуются «простым» званием
учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок больше, чем у только что
пришедших в школу остепенённых учителей.
— А все-таки, согласитесь, Юрий Михайлович, красиво
звучит: старший педагог-психолог.
— Дело вкуса. Но если вводить новые ранжиры в рамках
должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять
нормативную базу. Это долгая и непростая история. Впрочем, она, безусловно,
тоже имеет право на жизнь.
— В новом стандарте, который совсем уже скоро вступит в
силу, четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м
уровнем квалификации. А это означает, что формально в образовательную
организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие
магистратуру. А ведь сегодня у нас подавляющее число работающих
педагогов-психологов имеют всего лишь квалификацию бакалавра.
— Да, здесь есть проблема. Но представляете, что будет, если
пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих
«изымать из обращения», начиная с 2017 года, педагогов-психологов
бакалавров и заменять их педагогами-психологами-магистрами? Да у нас тогда вся
система образования остановится.
Поэтому-то и даются еще целых три года — до 2020-го (когда
профессиональный стандарт станет обязательным во всех бюджетных
организациях, где трудятся педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою
квалификацию до уровня, требуемого стандартом. Для получения новой
квалификации необходимо отучится как минимум 250 часов дополнительного
профессионального образования, освоив специальные программы
профессиональной переподготовки. А можно за два года пройти магистратуру. Время
еще есть.
— А может, надо было просто убрать из стандарта некоторые
«неподъемные» для нынешних психологов-педагогов квалификационные требования?
Чтобы они спокойно продолжали работать в школе? Чтобы у них не было всей этой
головной боли от очередных курсов повышения квалификации, переподготовки,
обучения в магистратуре?
— Вы предлагаете снизить планку профстандарта?! То есть,
образно говоря, что получается: если раньше мастер спорта должен был по
нормативу прыгать на высоту, скажем, 2.20, то теперь ему разрешается брать
всего лишь 1.80? Выходит, он по-прежнему будет считаться мастером спорта,
только прыгающим уже намного ниже?
Кому и какая, скажите, от этого польза? Нам не нужна
имитация профстандарта, нам нужен действенный инструмент. И мы, в нашем
профессиональном сообществе, уверен, нашли эффективные механизмы, позволяющие
педагогам-психологам повысить уровень профессиональной квалификации – это и
будет реальный карьерный рост. Сдав квалификационный, профессиональный
экзамен на право практической деятельности, они начнут спокойно работать в
условиях нового профстандарта.
— А кто будет принимать этот экзамен?
— Как раз над этим мы сейчас работаем. В том числе,
над системой и процедурой аттестации, порядком замещения должности.
Над новыми программами профессионального развития, выстраиванием принципиально
новой структуры оценки и повышения квалификации. Это как раз та работа, которую
за ближайшие три года и надо сделать.
Лев Кулаков, Обозреватель Портала
психологических изданий PsyJournals.ru