Отдельно отмечается, что педагог несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся, за нарушение их прав и свобод и
строит свою деятельность с учётом «культурных различий и половозрастных и
индивидуальных различий». О любви ни слова. Читать далее «Про любовь и выбор учителя»→
На школьной площадке редко получается собрать в
отряд детей одного возраста, разве что разбить их на старших и младших. При
этом вожатым нужно проводить мероприятия, стимулировать общение, разрешать
конфликты. Разберемся с экспертом образовательного центра «Каменный город»,
психологом Сергеем Галиуллиным, как выстроить работу разновозрастного
отряда.
Найти общее
Детям одного возраста общаться проще потому,
что у них одна ведущая деятельность и одни задачи развития. Подросткам
надо общаться и дружить, дошкольникам — играть. Но детей разного возраста тоже
можно объединить.
Интересы. Чтобы их нащупать, можно провести анкетирование
в той или иной форме: дать заполнить бланки или провести «живую анкету», когда
дети объединяются в группы, если ответили одинаково. Когда вы знаете интересы,
вы можете разбить детей на отряды, учитывая это. Или предлагать детям с
одинаковыми интересами, например, любовью к насекомым, делать о них доклады или
проводить мероприятия.
Деятельность. В каждом лагере есть те, кому больше
нравится спорт, художественное творчество, танцы и песни, интеллектуальные
игры. Это нужно учитывать при создании программы на смену. Каждый день подобные
активности должны сменять друг друга, и дети постепенно найдут друг в друге
единомышленников.
Ценности. Конечно, было бы странно создавать отряд
хулиганов и отряд чистюль, но из-за одинаковых ценностей люди сходятся даже
быстрее, чем из-за интересов. Чувство справедливости, доброта и щедрость, сила
и власть — люди быстро находят себе подобных. При формировании отрядов
постарайтесь учитывать это.
Ритуалы. Они бывают в каждом лагере и, конечно, на
них нужно делать акцент. Совместная зарядка, общий круг утром и в конце дня,
отрядная песня — это может сплотить ребят разного возраста. Важно, чтобы
ритуалы были понятны любому возрасту: если младшеклассникам сложно сделать
зарядку или старшеклассникам неинтересно петь детскую песню, то ритуал не
станет общим.
Использовать разницу в возрасте
Подражание младших. Младшеклассники ориентируются
на старшеклассников: копируют их фразы их поступки, заводят себе кумиров и
пытаются завоевать их внимание. Иногда это может привести к опасным ситуациям:
младшеклассники могут материться или попробовать курить. Но если помочь старшим
ребятам раскрыться с лучшей стороны, например, сделать их кураторами над
младшими или ставить их в пары на прогулках, то пример может стать
полезным.
Забота старших. Даже если старшие ребята иногда относятся
к младшим пренебрежительно, они защищают их от хулиганов из других отрядов или
школ. Постепенно желание заботиться возрастет в них, нужно только его
подпитывать. Создавайте разновозрастные спортивные команды, организуйте
проекты, например, постройку игрушечных машин или кораблей.
Иерархия. С одной стороны, в разновозрастной
группе легко настроить возрастную иерархию — старшие становятся лидерами и
ведут младших к цели. С другой стороны, можно сделать лидером и младшего —
старшим даже будет в диковинку подчиняться ему. И конкуренция будет сведена к
минимуму — у младшеклассников и подростков разные возрастные задачи, они
будут либо сотрудничать, либо игнорировать друг друга.
Разрешать конфликты
Хотя конкуренции в таких группах меньше, конфликты
все равно назревают. Иногда это связано с разными ценностями и привычками,
иногда детям просто сложно притереться друг к другу. Установить правила.
Например, запретить драки и обзывательства, ввести запрет на вмешательство
вожатых и предоставить детям решать проблемы самостоятельно. Главное, чтобы
правила были понятны ребятам и выполнялись.
Создать горизонтальное управление. Чтобы лучше соблюдать
правила, важно придумать орган, который будет разбирать сложные ситуации. Он
может быть выборным: каждые несколько дней новые выборы и новый состав. Или в
него могут входить все дети отряда и каждый вечер они могут разбирать ситуацию
и высказываться по ней. Это снижает авторитет вожатого, но заставляет самих
ребят быть более самостоятельными и ответственными. Поддерживать
конструктивное поведение. Это не значит, что нужно завести доску почета. Это
значит, что нужно не ругать за проступки, а хвалить на достижения. Если заядлый
матершинник сдерживался целый день, похвалите его перед всеми. Если драчуны
научили малышей самообороне, то это тоже повод для похвалы и
подражания.
Давать разрядку эмоциям. Негативные эмоции никуда не
денутся, их нужно выплескивать. Лучше всего для этого подходят спортивные игры,
особенно командные. Иногда в них можно даже разрешить физическое
взаимодействие: лучше, если ребята столкнулись у баскетбольного кольца,
чем в раздевалке.